Вторник, 20.02.2018, 05:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Публикации | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Мои статьи [17]
Поиск
Начните управлять эффективно
Новая жизнь
Наши партнёры
  • Компания БЭСТ
  • БРИИК
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Научно-производственная фирма
    "Бизнес-Технологии"
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Как стать главным бухгалтером? (Часть 1)

     

    СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

    Как стать главным бухгалтером?

     

    Н.Н.Иванов, доцент РГТЭУ, директор НПФ «Бизнес-Технологии»

     

    С этого вопроса я обычно начинаю все разговоры со студентами 3-4 курса. И, по сути дела, когда его начинают рассматривать всерьез, это знаменует собой переход образования в принципиально иную фазу. От школярства, когда основной целью является понравиться преподавателю и получить хорошую оценку, к настоящему профессионализму, когда на первый план выдвигается стремление получить набор навыков, достаточных для выполнения обязанностей на конкретной должности, обеспечивающей определенный социальный статус и уровень материального достатка.

    При этом, обычно, сразу же возникает второй вопрос. Ну хорошо, а если я получу этот набор навыков, гарантирует ли он мне трудоустройство? И часто, не ответив на этот вопрос, вдохновить молодого специалиста на то, чтобы приложить максимум усилий для достижения минимального профессионального уровня, не удается. Попробуем, поэтому, начать разговор именно с него.

     

    Введение. О профессии.

    Остановимся сначала на особенностях профессии главного бухгалтера. В силу специфики ВУЗа, где я развлекаюсь преподаванием, среди студентов специальности "Бухгалтерский учет и аудит" нередко встречаются дети небедных родителей, ведущих самостоятельный бизнес. Олигархов среди них встречать пока не приходилось, но малый бизнес, на уровне одного магазина, пекарни, или предприятия, оказывающего услуги - достаточно распространенное явление. В нашем обществе как-то принято считать, что дети таких родителей - преимущественно балбесы. Однако на своем опыте я убедился, что чаще это, все же, не так. Умных среди богатых, пожалуй, даже побольше, чем среди бедных. И стремление достичь уровня хорошего профессионала среди этих студентов - достаточно обычное явление.

    Координаты перспективных студентов я сохраняю, и после окончания ВУЗа стараюсь не терять их из вида. Иной раз клиенты моей фирмы просят порекомендовать кого-то из молодых и толковых, иной раз просто полюбопытствую, как складывается карьера. Так вот, наблюдая за профессиональным ростом недавних выпускников, я обнаружил достаточно парадоксальное явление. Попасть на должность главного бухгалтера в бизнес папы или мамы для них значительно сложнее, чем к незнакомому работодателю.

    Долго размышлял над этим обстоятельством. Потом понял, что ведь бизнес - это средство существования. А главный бухгалтер всегда может загнать бизнес в такую "яму", выбраться из которой будет весьма не просто. Так что, если нет уверенности, что бухгалтер умеет "рулить", его, при самом наилучшем отношении, ни за руль своего автомобиля не посадят, ни, тем более, в свой бизнес. Проще сына или дочь кормить до 40 лет, чем рисковать потерей средств к существованию. А поскольку у родителей есть определенная склонность рассматривать взрослых детей, как, мягко выражаясь, не совсем взрослых, поверить в их профессионализм иной раз труднее, чем в профессионализм незнакомого молодого специалиста.

    В результате пришел к простому выводу. "Блатных" главных бухгалтеров не бывает. Как и водителей. Есть лучше, есть хуже, но, если на дороге сразу не разбивается, значит, какие-то навыки все равно имеются. Так что, если у бухгалтера минимального уровня профессионализма нет, ему ничто не поможет. Ни протекция, ни родительский бизнес, ни внешность супермодели.

    Именно по этой причине я отношусь с большим уважением к тем своим выпускникам, которые все же работают в родительском бизнесе. В свое время, одна из моих толковых студенток, сначала работала у меня неполную рабочую неделю на последнем курсе, а потом, после окончания института, пришла на постоянную работу. Я постарался провести ее по нескольким объектам, с разными видами деятельности, где шло внедрение компьютерных технологий учета. Через некоторое время на одном из предприятий пищевой промышленности с числом работающих около 500 чел. она уже играла ведущую роль. У отца этой девушки в то время был малый бизнес, тоже связанный с пищевой промышленностью, но существенно меньше. Был главный бухгалтер, он же единственный. Отец, по ее словам, к собственной бухгалтерии дочь "не подпускал". Она и не настаивала, для нее этот бизнес, в силу своих размеров был уже в профессиональном отношении неинтересен. Так продолжалось до тех пор, пока бухгалтер отца не "кинул". Уволился в феврале, не сдав годовой отчет. Для дочери быстро выправить бухгалтерию такого размера особого труда уже не составляло, что она и сделала, не в ущерб основной работе. С тех пор, правда, уже она посторонних к отцовской бухгалтерии не подпускает...

     

    Как получить должность?

    Но что делать, если уровень профессионализма есть, а должности пока нет? Особенно, если нужно получить первую работу? Задача, конечно, не из легких. Но и трудности устройства на первую работу я бы не переоценивал. При этом нелишне помнить, что уровень профессионализма бухгалтера, вообще-то, оценивается достаточно легко. Человеку, имеющему определенный опыт работы главным бухгалтером, для этого обычно достаточно минут 30-40. Кроме того, у молодого специалиста есть и некоторые неоспоримые преимущества. Главное из них состоит в том, что ему можно платить существенно более низкую зарплату. Особенно, если речь идет о работе главным и единственным бухгалтером небольшого предприятия. А кроме того, отсутствие опыта работы - это, конечно, определенный недостаток, но в ряде случаев наличие вредных бухгалтерских привычек или предрассудков является куда большим недостатком. Так что, если работодатель чувствует, что с текущей работой претендент, вроде бы, должен справиться, но ни разу не готовил комплект отчетной документации, он в некоторых случаях готов с этим примириться. В конце концов, можно на первую сдачу отчетности обратиться к кому-то, кто поможет ее подготовить и сдать (например, в нашу фирму…). Хуже, когда бухгалтер привык готовить эту отчетную документацию неосмысленно, не умея объяснить налоговому инспектору, как получена та или иная сумма в отчете. Объяснение "у меня программа так считает" - наиболее наглядный признак, по которому наличие вредных бухгалтерских привычек можно диагностировать.

    Кроме профессионализма, работодатель старается присмотреться к психологическим качествам претендента на работу. Для главного бухгалтера это, прежде всего, готовность всю жизнь учиться, и склонность принимать на себя ответственность первым. Вспоминаю, как много лет назад, еще при социализме, старый главный бухгалтер наставлял молодую девушку, как быстро стать главной. Тогда, во времена застоя, это сделать было значительно сложнее, чем сейчас. Бухгалтерия, говорил он - это, преимущественно женский коллектив. Значит, работники и болеют почаще, и периодически кто-то уходит "в декрет". В любом случае, перед руководителем встает задача, как такого работника заменить. Так вот, когда такая ситуация возникает, нужно всегда предлагать в качестве замены себя. Пока молодая и здоровая. Через 2-3 года свободно сможешь работать на всех участках учета, и не на этом предприятии, так на другом, уж место заместителя главного всегда найдешь.

    Сейчас вакансий главных бухгалтеров значительно больше, чем при социализме, но и требования к навыку главного возросли неизмеримо. Один Налоговый кодекс что стоит. Но для молодого специалиста это опять хорошо. Спрос на квалифицированных главных бухгалтеров превышает предложение. Поэтому очень многие мои выпускники через 6-12 месяцев после окончания ВУЗа на эту должность попадали. А нескольких взяли сразу после защиты диплома.

    Так что при построении своих учебных курсов я даю себе совершенно четкий ответ на вопрос о том, для какой должности хочу подготовить студента. Главного и единственного бухгалтера небольшого, преимущественно, торгового предприятия, или зам. главного бухгалтера предприятия, где в бухгалтерии работают 5-6 сотрудников. Лучшим вариантом является, на мой взгляд, первый, хотя зарплата в этом случае поначалу обычно невысока. Еще лучше, если на такую работу студент попадает до окончания ВУЗа. А потом достаточно быстро переходит в другие предприятия, большие по размеру, и на существенно большую зарплату.

    И здесь мы подходим к непростому вопросу. И при поиске первой работы, и при переходах с одной работы на другую, нужно освоить некий процесс, и получить навыки, не связанные напрямую с профессиональной квалификацией. Нужно научиться знакомиться и общаться с новыми людьми. И делать это спокойно и с достоинством.

    Когда я обращаюсь к молодым бухгалтерам, то прекрасно понимаю, что обращаюсь, в основном, к незамужним девушкам. Хотя в данном случае я и рискую выглядеть старым циником, который учит молодежь плохому, позволю себе все же высказать следующий тезис. Процесс поиска высокооплачиваемой работы главного бухгалтера, и процесс поиска успешного мужчины, за которого можно выйти замуж, регулируется одними и теми же закономерностями. Конечно "браки заключаются на небесах", но обычно у бога нет времени на тщательный анализ двух половинок. И брак заключается в результате выбора, в лучшем случае, из 2-3 возможных вариантов. Я думаю, что, если девушка постарается число вариантов несколько увеличить, это вполне может рассматриваться как богоугодное дело. При этом совсем нет необходимости заниматься целенаправленным "поиском женихов". Достаточно просто оценить вероятность появления новых знакомств в той или иной жизненной ситуации. Ясно, что с этой точки зрения, например, регулярное посещение курсов кройки и шитья, и участие в соревнованиях по спортивному рыболовству или стендовой стрельбе имеют несколько отличные друг от друга вероятностные характеристики...

    Главное, чтобы такого рода мероприятия появлялись регулярно. И в этом смысле, если у бухгалтера, работающего с хозрасчетным планом счетов, появляется возможность посетить семинар для бухгалтеров бюджетных учреждений, например, армейского профиля, пренебрегать им не стоит. И знание бюджетного учета может пригодиться, и знакомства среди начфинов ближайших воинских частей.

    Таким образом, бухгалтер, ориентированный на серьезную карьеру, должен быть готов к тому, что в первые 10 лет трудовой жизни он на одном месте не будет работать больше, чем 1-2 года. А значит, процесс поиска новой работы должен стать непрерывным. Значительно хуже, когда работа и должность не меняется, а меняются мужья. Естественно, лучше всего, когда поиск новой работы предшествует уходу со старой, а не наоборот.

    Конечно, приятнее, когда человек получает приглашения на работу из нескольких мест. Однако в этом случае следует задуматься. Если имеем неплохой результат, не прикладывая к тому целенаправленных усилий, что будет, если усилия станут целенаправленными и поставленными на научную основу? Ни в коем случае не являясь специалистом в области маркетинга, не стану углубляться в эту тему. Сошлюсь лишь на пример одной из моих выпускниц, которая в 21 год работала главным бухгалтером в двух предприятиях. В одном - в одиночку, в другом - вдвоем с помощницей. У нее поиск работы на некоторое время стал любимым развлечением. Мне она говорила, что хотела бы получить небольшой заводик, или торговый дом с оптовой и розничной торговлей, или что-нибудь еще поинтереснее. Регулярно посещала фирмы, где требовался главный бухгалтер. На мой вопрос, не смущает ли работодателя ее возраст, отвечала, что это - проблемы работодателя, что его смущает. А она уверена в том, что знает и умеет. И пока ни разу там, где писали про стаж не менее пяти лет, ее не выгнали. Сейчас - главный бухгалтер достаточно серьезного холдинга.

    Пожалуй, здесь пора сказать несколько слов и о бухгалтерах - мужчинах. То, что для них поиск работы проходит значительно легче, и продвигаются они по службе быстрее, не очень справедливо, но факт. Практически, можно сказать, что зарплата такого бухгалтера определяется уровнем его квалификации с опозданием всего на 2-3 месяца. Естественно, в среднем. Правда, у молодых специалистов мужского пола есть и серьезный тормоз карьеры. Это необходимость потерять год на солдатчину. Однако, если уж этой перспективы не удается избежать, скажем, врачу, он все же старается в этот период иметь какое-то отношение к лечению людей. Думаю, что для бухгалтера возможны аналогичные варианты, если он знает бухучет в бюджетных организациях. Для офицеров армейских финансовых структур он до сих пор во многом является загадкой. Тем более, что ему мало где учат.

    Таким образом, во всяком случае, пока, в России можно наблюдать достаточно устойчивую корреляцию между уровнем квалификации молодого специалиста экономического профиля и занимаемой им должностью. Если уровня нет, занять должность ничто не поможет, если уровень есть - должность приходит достаточно быстро. Так что разговор имеет смысл продолжить только о том, как этот квалификационный уровень получить.

     

    Уровень главного.

    Посмотрим, поэтому, более подробно, что должен знать и уметь главный бухгалтер? Верхней границы здесь, естественно, нет. Более того, в условиях России, когда налоговое законодательство движется замысловатыми и во многом непредсказуемыми зигзагами, он должен иметь совершенно определенную установку на постоянное и непрерывное самообразование. Эта потребность в самообразовании активно используется самыми разными участниками рынка образовательных услуг, и прежде всего, региональными отделениями Института профессиональных бухгалтеров. Конечно, и звание профессионального бухгалтера или аудитора, и ученая степень по экономическим наукам, никогда не мешают бухгалтерской карьере, а в ряде случаев являются ее необходимыми этапами.

    Однако есть и некий минимальный уровень, преимущественно, практических навыков, абсолютно необходимый любому главному бухгалтеру. Естественно, необходимо минимальное представление о теории бухгалтерского учета. И чаще всего, именно этой теории в различных проявлениях посвящено основное время в образовательных программах. Но скажите пожалуйста, может выпускник экономического ВУЗа претендовать на приличную зарплату, если он путает счет на оплату и счет-фактуру? А это бывает, и нередко, в том числе, и у отличников. Почему так происходит? Разве на занятиях по бухгалтерскому учету не рассматривают практические задачи?

    На мой взгляд, у этого явления есть достаточно глубокие причины. Дело в том, что бухгалтерский учет - это одна из немногих больших информационных систем, которая сложилась и получила достаточно серьезное развитие в докомпьютерную эпоху. Неудивительно, поэтому, что с появлением компьютеров эта система естественно и органично вписалась в современные информационные технологии.

    То, что эта система большая, наложило существенный отпечаток на образование будущих главных бухгалтеров. Дело в том, что минимальная практическая задача, в которой хоть как-то могут проявиться функции главного бухгалтера, должна включать в себя весь бухгалтерский учет предприятия в течение налогового периода. А чтобы такую задачу реализовать, нужно, при ручном моделировании учета, не менее 100 учебных часов. Далеко не во всех ВУЗах экономического профиля такая задача решалась, а если и решалась, то только один раз. Поэтому, до последнего времени, считалось достаточно очевидным, хотя и не провозглашалось особенно громко, что подготовить полноценного главного бухгалтера в ВУЗе невозможно.

    По сути дела, такая возможность появилась только в результате внедрения в учебный процесс компьютерных технологий и программных продуктов, уровень надежности которых превышает минимально допустимый для учебного процесса. Помнится, лет 10-15 назад появился клип, в котором преподаватель стремительно бегает между компьютерами, на каждом что-то нажимает, а ученики поют песню про персональный компьютер. Так что, по большому счету, в учебном процессе можно применять только те программы, для обслуживания которых преподавателю нет необходимости подходить к конкретному компьютеру.

    Вообще, программный продукт для обучения главных бухгалтеров - это очень непростой вопрос. С одной стороны, он нужен совсем не для того, чтобы научить технологиям работы с конкретной программой. С его помощью впервые появилась возможность по-настоящему учить классической бухгалтерии. А значит, технологии использования должны быть максимально приближены к реальному документообороту. С другой стороны, адаптация его к рассматриваемым в учебном процессе ситуациям не должна требовать участия профессионального программиста. В своей книге [1] я использовал деление программных продуктов на параметрически настраиваемые и настраиваемые программно. Так вот, по моему мнению, для обучения навыкам главного бухгалтера годятся только первые.

    Отдельный вопрос - на каких условиях приобретается программный продукт для обучения, как он обновляется, снабжен ли защитой от несанкционированного копирования. Дело в том, что традиционно любое обучение делится на две части. В аудитории, с преподавателем, и самостоятельно, дома. Сейчас, когда практически у каждого студента дома появился компьютер, это породило определенные требования к используемому в учебном процессе программному продукту. Условия его использования должны предполагать установку не только на компьютер в ВУЗе, но и на домашние компьютеры студентов, с возможностью переноса данных между ними.

    Наиболее естественно эти вопросы решаются, когда в учебном процессе используются так называемые демонстрационные версии, под которыми подразумевается вариант программного продукта, предназначенный для свободного распространения, и не снабженный механизмами защиты от несанкционированного копирования. Однако, в демонстрационных версиях обычно ограничены возможности работы, что препятствует их использованию для ведения учета в реальном предприятии. Наиболее подходящим для обучения является такая демоверсия продукта, в которой учебу вести можно, а реальный учет - нельзя. Демоверсии систем БЭСТ имеют весьма мягкие ограничения возможностей работы (не более 400 записей в основные реестры). Так что в них блокируется ведение реального учета, может быть, и не вполне, но учеба возможна совершенно полноценная. И можно беспрепятственно использовать на домашних компьютерах.

    Именно по этой причине в свое время я принял в качестве базовых для учебного процесса системы БЭСТ. Конечно, в силу большой распространенности программ, объединенных товарным знаком "1С", нужно познакомиться также хотя бы с одной из них. Сейчас для этих целей из 2-3 тысяч программ этой группы мы выбрали "1С.Бухгалтерию 8". Однако следует иметь в виду, что использовать ее можно только на начальном этапе обучения главного бухгалтера, когда он еще не пытается конструировать под свои задачи план счетов. Если же элементы такого конструирования появились, чтобы реализовать их с помощью программы "1С.Бухгалтерия 8", уже нужно приглашать профессионального программиста, поскольку этот продукт принадлежит к классу настраиваемых программно. Так что при получении начального уровня навыков мы программу "1С.Бухгалтерия 8" используем, и воспроизводим модель малого предприятия сначала на БЭСТ-5, а потом на ней. А вот на втором уровне это сделать не удается, поскольку для него уже требуется специально написанная конфигурация, и там мы используем только системы БЭСТ-4+ или БЭСТ-5. Впрочем, еще раз подчеркну, что программный продукт при подготовке главного бухгалтера играет второстепенную роль. Готовить можно на любом программном продукте, если только в нем адекватно отражены бухгалтерские правила и закономерности, и чисто технические моменты эксплуатации не требуют слишком больших усилий. Поэтому специалисты, подготовленные на базе систем БЭСТ, с успехом работают практически с любой программной системой.

    И все-таки, что же должен знать и уметь претендент на должность главного бухгалтера? Революционному писателю И.Бабелю приписывают фразу о том, что должен уметь современный ему (80 лет назад) молодой человек. Он должен уметь отличать: Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, кабель от кобеля, и кобеля (уж простите) от сучки. Так вот, прежде всего надо уметь отличать счет-фактуру от счета на оплату. И вообще, привыкнуть оперировать теми семью-восемью первичными документами, вокруг которых крутится 90% российского бизнеса. Это, с одной стороны, документы, сопровождающие перемещение денег, с другой – перемещение товаров или услуг. Платежные поручения, банковские выписки, приходный и расходный кассовые ордера. А также накладные, акты приемки-сдачи выполненных работ, счета-фактуры.

    Чтобы получить навык оформления этих документов, а также подготовить простейшую отчетную документацию малого предприятия, я отработал семестровый учебный курс, который изложил в книге [1]. В этом курсе документооборот малого предприятия моделируется каждым слушателем отдельно на одном компьютере.

    Второй семестровый курс ориентирован на работу с более сложным объектом управления – предприятием типа торгового дома, которое ведет как оптовую, так и розничную торговлю. В структуре предприятия предусмотрены оптовые склады и магазин, склад материалов, гараж, управленческие подразделения. Документооборот моделируется командой слушателей, работающих в компьютерной сети на 10 –12 рабочих мест. Один из компьютеров играет роль кассового аппарата магазина. В процессе моделирования накапливается определенный объем информации, в котором, при обычном уровне подготовки слушателей, содержится достаточно много ошибок, которые могут быть выявлены при налоговой проверке предприятия. Значительное время отводится имитации такой проверки и изучению общей методологии диагностики бухгалтерской системы предприятия.

    Практика последних 10-12 лет показала, что студента, получившего навык практической бухгалтерии в рамках этих двух курсов, на работу берут. И с обязанностями упомянутых двух должностей, наиболее подходящих для начала успешной карьеры, он справляется.

     

    Начало карьеры.

    Итак, предположим, что молодой специалист пришел на работу в некое предприятие, на любую должность, так или иначе связанную с финансовым управлением. Например, бухгалтера по начислению зарплаты. Как вести себя дальше, чтобы карьера стала действительно успешной?

    Прежде всего, нужно, конечно, уверенно ориентироваться в области, соответствующей своим прямым обязанностям. Если это начисление зарплаты, надо изучить все детали расчета больничных и отпускных, если материальный учет – особенности сортового и партионного хранения, как и когда используются расчетные цены списания со склада. Но «зацикливаться» на этих вопросах я бы не стал.

    Куда важнее оценить общий уровень управления бизнесом, в котором Вы оказались, и перспективы его развития. Эти строки пишутся в период глобального экономического кризиса. Кризис – это, конечно, плохо для экономики. Хотя для карьеры молодого специалиста – как посмотреть…

    Во всяком случае, можно сказать, что вероятность банкротства неэффективно управляемого бизнеса в период кризиса выше, чем в период подъема экономики. И в этом – положительная сторона кризиса. Без него технологии эффективного управления еще долго пробивали бы себе дорогу.

    Конкретно, имеет смысл ответить для себя на простой вопрос. Ожидает вашу фирму в ближайшее время банкротство или нет? После банкротства она будет окончательно ликвидирована или ее ожидает реструктуризация и смена менеджмента? Или Ваша фирма управляется совершенно эффективно и процветает, несмотря на кризис?

    В зависимости от ответов на эти вопросы имеет смысл скорректировать свое поведение. Если фирма управляется эффективно и процветает, там Вам, по большому счету, делать нечего. Нужно поработать 6-12 месяцев, желательно на разных участках, научиться, чему дадут, и уходить. Перспективы для молодого специалиста – там, где назревают крутые перемены. Перемены могут наступить сами по себе, а могут – по Вашей инициативе и с Вашим активным участием. Именно в этом случае молодой специалист имеет наибольшие шансы выдвинуться на лидирующие позиции в финансовом управлении своей фирмой.

    Так что самой перспективной для быстрого продвижения является та фирма, которая в настоящее время управляется неэффективно, но имеет все шансы уйти от окончательной ликвидации путем внедрения передовых технологий управления.

    Читать далее...

     

     

     

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (08.04.2014) | Автор: Иванов Николай Николаевич
    Просмотров: 545 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2018